Работа семьей в социальной сфере. Особенности социальной работы с семьей. Социально-психологическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи пассивные. Они имеют малый собственный потенциал дл

Регистрация фирмы

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни. Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы:

распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство;

потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.);

отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы;

неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их;

наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы;

неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей - это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.

Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:

наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания;

дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик. Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. С точки зрения наличия или отсутствия семейных проблем можно разделить семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры).

Благополучные семьи делятся на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей. Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений.

По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.

Педагогически несостоятельная семья.

В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

Аморальная семья.

В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).

1.Понятие «семья», «брак». Функции и структура семья

2.Типология семейных структур и их основные разновидности

3.Организация и содержание социальной работы по социальной защите семьи.

1. Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влияние социально-экономических и внутренних процессов.

Существует несколько определений семьи.

Семья – это малая социальная группа, связанная брачными или родственными отношениям (супружество, родительство, родство), общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями друг по отношению к другу.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью.

Таким образом можно утверждать, что семья - это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная общественно-экономическими и юридическими нормами.

Выделяют четыре признака семьи: брачные или кровнородственные отношения и связи между её членами; совместное проживание в одном помещении; общий семейный бюджет; эмоциональная привязанность супругов, родителей, детей друг к другу.

Как социальное образование семья в каждом конкретно-историческом типе общества имеет свою специфику, свои традиции, имеет определенные функции. Семья обуславливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы

Важной характеристикой семьи является такое понятие как «брак».

Брак это санкционируемая и регулируемая обществом исторически

обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая порождает взаимные обязательства и ответственность по отношению к детям.

В цивилизованных странах сегодня единственно законным является моногамный брак, запрещен инцест. Есть и страны где сохраняется традиция многоженства. Социальное содержание брака включает в себя экономические и психологические стороны. Экономические отношения – это следствие половозрастное разделение труда, т.е. необходимость обеспечения несовершеннолетних детей и престарелых родителей.

Семья, основанная на браке имеет в Республике Беларусь, да и в других государствах, правовой статус, который определяется законом, поэтому государство контролирует деятельность института семьи, защищает ее собственность и наказывает за нарушение законов в семье. Нормы семейно –брачных отношений регулируются Кодексом о семье и браке РБ (принят 9 июля 1999г., с изм. и доп.).

Структура, функции семьи. Рассматривая семью как объект социально-педагогической работы и как сложную социальную систему необходимо учитывать следующие составные части этой системы:

1).Структуру. Под структурой семьи понимают систему отношений родства, совокупность духовных, нравственных, психологических отношений; внутрисемейные установки и отношения власти и авторитета. Типы властных структур семьи: патриархат, матриархат, эгалитарные. Таким образом, структура семьи - это состав семьи и число ее членов в совокупности их взаимоотношений.. В структуре учитываются количество членов семьи; их родственные связи; наличие подсистем (родители, дети, братья и сестры); характер взаимоотношений в подсистемах. Характер структуры семьи определяется характером социально-исторических условий: неравноправие женщины в обществе приводит к ее неравноправию в семье. Иерархичность отношений в обществе приводит к иерархичности отношений в семье.

Семейная власть может строиться либо на экономическом авторитете, либо на моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия.

В традиционном представлении структуры семьи выделяют такие типы семейных отношений как авторитарный (лидерство) - руководство и организация всех семейных функций находятся в руках одного члена семьи; демократический (партнерство).

2).Окружение семьи (ситуация проживания семьи, социальный, экономический статус, взаимодействие с социумом).

3). Функционирование семьи (ролевая деятельность ее членов).

4). Историю семьи.

Важным в изучении семьи являются такие понятия как местожительство семьи, ее родословная по мужской и женской линии.

Как система семья может быть открытой или закрытой.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, под которыми понимают сферу жизне­деятельности семьи, непосредствен­но связанную с удовлетворением оп­ределенных потребностей ее членов. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторя­ющейся форме она удовлетворяет, а их выполнение имеет значение не только для ее членов, но и для об­щества в целом. Ряд функций вытекают из требований общества к семье как социальному институту. А так как семья это еще и важная сфера межличностных отношений, то там действуют свои законы и свои функции

Функции семьи имеют исторический характер, однако содержание их претерпевает определенные изменения Наиболее значимыми функциями семьи являются: репродуктивная (генеративная), функция первичной социализации, воспитательная, экономическая и хозяйственно-бытовая, гедонистическая, рекреационная, фелицитологическая, коммуникативная и регулятивная, персоналитарная.

Репродуктивная (генеративная) функция . Обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Является не только биологической потребностью, но имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было не малочисленнее предыдущего.

Функция первичной социализации – постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами. Родившийся ребенок несет в себе только предпосылки, задатки сапиентности (комплекса признаков «человека разумного»). Он должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по человеческой программе, в противном случае его человеческие задатки останутся не реализованными.

Нужно признать, что и в условиях семьи социализация и воспитание может быть негативным. Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями, а в их рамках - с социальной принадлежностью и уровнем образования родителей. Эти обстоятельства влияют на характер социализации и воспитания детей.

Социализирующая функция семьи проявляется в том, что семья:

1).Обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.
2). Играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, т.к. именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у сына и женственность у дочери). Так как мать, обычно, одинаково относится к детям обоего пола. Отсутствие в семье отца или его формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.
3). Играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Американский исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.
4). Имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами.
5). В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений.
6). Семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.
Первичная социализация служит соединительным звеном между «малым миром» ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых.

Социализирующая функция семьи определяется рядом характеристик семьи: демографической структурой семьи; социально-культурным (образовательным) уровнем; социально-экономическим уровнем; условиями проживания, особенностями образа жизни; историей семьи; функционированием семьи и ее окружение; воспитательным потенциалом семьи, который определяют биологический, социальный, экономический и психологический компоненты; прочностью семьи, которую определяют такие факторы как семейные связи. К семейным связям относят эмоциональную близость, физическую близость (гармония сексуальных отношений),совместное проживание с его последствия (совместное ведение хозяйства и совместное воспитание детей), юридическую фиксацию брака. Если какой-либо компонент отсутствует, то имеет место дезорганизация семьи что может стать деструктивным фактором социализации.

Семейная дезорганизация – т.е. такое состояние когда семья не выполняет свои функции, когда нарушена ее структура; разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности. Выделяют следующие формы семейной дезорганизации: неполная семья, незаконнорожденность; распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов; семья «как пустая оболочка» , родители живут вместе, но не выполняют свои обязанности в области эмоциональной поддержки друг друга; семейный кризис, когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (смерть, заключение в тюрьму, войны, командировки и т.д.); внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невыполнением главной роли семьи из-за умственной отсталости, физической патологии.

Р.В. Шелег выделяет следующие стадии дезорганизации семьи: эмоциональный развод; физический развод; пробный развод; юридический развод.

Воспитательная функция . От нее зависят нравственные устои, поддержание культурной непрерывности общества. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготов­ку новых членов общества.

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в этой сфере, кроме того удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Персоналитарная функция . Означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей.

Экономическая и хозяйственно-бытоваяфункция заключается в обеспечении биологического существования семьи (пища, одежда и т.д.). Семья – это и основная хозяйственная ячейка общества.

Гедонистическая (сексуальная) функция . Связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также естественно как потребность в еде, жилище и т.д.

Фелицитологическая (от лат. -ощущение счастья) функция . Характеризуется созданием условий счастья, гармонии, взаимопонимания в семье.

Эмоциональная (рекреационная и психотерапевтическая) функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения. В семье люди могут разряжать свои эмоции, индуцировать друг друга дурными настроениями. Статистика свидетельствует, что семейные люди живут дольше в среднем на 4 года, болеют реже.

Медицинская функция или поддержание физического здоровья членов семьи носит прежде всего профилактический характер. По медико-социальным факторам риска различают семьи: дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, с детьми-инвалидами и др.); «социопатические» (семьи алкоголиков, наркоманов, родители или дети – правонарушители, с отклонениями от норм социального поведения).

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

С течением времени происходят из­менения в функциях семьи: одни ут­рачиваются, другие изменяются в со­ответствии с новыми социальными условиями. Нужно признать, что в настоящее время часто имеют место нарушения функций семьи, чему способствуют ряд факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ни­ми, определенные условия жизни семьи. Например, причиной наруше­ний воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у роди­телей соответствующих знаний и на­выков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопро­сам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затруд­няющее воспитание, и др.).

Наиболее распространенная струк­тура семьи в нашем обществе - это семья, включающая взрослых ее чле­нов (мужа и жену, а также нередко кого-то из их родителей) и детей. Для семьи у нас наиболее типична ориен­тация на одного или двух детей. Семья чаще ориентирована на рав­ноправное распределение обязанностей, а также равное участие в реше­нии всех семейных проблем.

2. Типы семейных структур разнообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства, родительства.

Деление семей на следующие категории необходимо учитывать при организации социальной работы с семьей.

По количеству поколений, входящих в состав семьи, они делятся на нуклеарные (два поколения – родители и дети); расширенные (многопоколенные) – состоят из трех и более поколений.

По количеству детей семьи различаются на: бездетные (инфертильные); малодетные (до 2-х детей); многодетные (3 и более детей).

По составу семьи делятся на: неполная; нуклеарная; сложная; семья повторного брака; материнская семья; альтернативная семья.

По структуре выделяют семьи: с одной брачной парой с детьми или без детей; с двумя или более брачными парами (с детьми или без них); с матерью, (отцом) с детьми; с одним из родителей супругов и другими родственниками.

По брачному состоянию выделяют следующие семьи: добрачная; брачная (новобрачный, повторный брак, незарегистрированный брак); послебрачная (разведенные, одинокие, не вступившие в брак, вдовствующие).

По стратегии семейного воспитания выделяют семьи в которых присутствует: жесткий контроль, наказание, давление на ребенка; равнодушие; обоюдной опеки, концентрации внимания на ребенке; противоречивых требований; дружеский стиль.

В чистом виде эти стратегии сложно выделить. Но тем не менее они существуют, и ребенок, появившись на свет оказывается в рамках той или стратегии воспитания.

В социальной работе принято также выделять семьи по степени благополучия. Благополучные семьи делятся на: педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание. Неблагополучные, которые на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными и социальными требованиями общества подразделяются на:

а) конфликтные семьи с конфронтирующим типом отношений. Для таких семей характерны скандалы, угрозы, оскорбления, грубости во взаимоотношениях. Данный тип семьи разрушается как бы изнутри.

в) педагогически несостоятельные семьи. Низкая педагогическая культура родителей, нежелание что-либо исправлять и изменять. Родители часто настраивают детей против школы, провоцируют неуважительное отношение детей к общественным требованиям.

г) аморальные семьи. Моральные установки вступают в противоречие с нормами и правилами нравственного поведения в целом.

В настоящее время в теории и практике социальной работы большое распространение получили типологии семей «групп социального риска». К факторам или критериям социального риска можно отнести:

Социально- экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семье, плохие жилищные условия, безработица родителей);

социально-демографические факторы (отсутствие одного или
обоих родителей, повторный брак, неродной ребенок в семье);

медико-санитарные факторы (неблагоприятные условия проживания, хронические заболевания родителей, наличие в составе семьи инвалидов, отягощенная наследственность);

психолого-педагогические факторы (нарушение межличностных внутрисемейных отношений, деформирование ценностных ори­ентаций членов семьи, предразводная и

послеразводная семейная ситуация, педагогическая несостоятельность родителей, отчуждение между родителями и детьми, недостаток эмоционального и до­верительного отношения родителей с ребенком, дефекты воспита­ния и т. д.);

Таким образом, понятием "семья группы риска" определяется тип семьи, в которой существует отклонение от норм, не позволя­ющее ее определить как благополучную семью. Отклонения не все­гда являются дезадаптирующими факторами, порой компенсиру­ются другими характеристиками. К семьям "социального риска" относят: малообеспеченные семьи, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой (много­детные, имеющие в составе инвалидов), неполные семьи, семьи военнослужащих срочной службы и др.

3. Объектом социальной поддержки семьи может стать семья любого типа, однако степень нуждаемости в социальной поддерж­ке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, т. е. виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к разному типу. Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.

Продолжается расслоение общества на бедных и богатых, многие семьи имеют низкий уровень материального обеспечения. Количество разводов остается достаточно высоким. Имеет место снижение активности репродуктивного поведения семьи, при одновременном увеличении де­тей, рожденных вне брака. Так, удельный вес детей, родившихся вне брака, вырос с 8,5 % в 1990 г. до 24 % в 2004 г Растет число детей, родившихся у несовершеннолетних матерей. В 2005 г. у девочек в возрасте 14-17 лет родилось 1 567 детей. Доля неполных семей достигает более 10% по стране; обострилась проблема детской инвалидности: около 29 тыс. детей-инвалидов нуждаются в материальной и психологической помощи; растет алкоголизм и наркомания; более 32 тыс. детей остались без родительской опеки и попечения, при чем 90% из них являются социальными сиротами;

В современной семье имеет место и такое явление как насилие и конфронтация; жестокое обращение с детьми и другими членами семьи. Актуальной остается проблема ответственного родительства, под которым понимают комплекс социальных, психологических, медицинских и прочих условий, позволяющих семье иметь столь детей, сколько семья хочет, а также проблема педагогической культуры родителей. Педагогическая культура родителей – это их педагогическая подготовленность как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного воспитания и социализации. Педагогическая культура часть общей культуры родителей.

Педагогическая подготовленность включает в себя определенный объем психолого-педагогических, медицинских, юридических, социально-экономических знаний на основе которых в процессе воспитания ребенка в семье вырабатываются воспитательные навыки и умения, развиваются педагогические способности, идет процесс самообразования и самовоспитания родителей.

В современных условиях социальная и социально-педагогическая работа с семьей является приоритетным направлением социальной защиты населения. В целях укрепления развития социального института- семьи, сохранения и развития ее социальных функций в Республики Беларусь разрабатывается и реализуется активная государственная семейная политика, которая призвана решать следующие задачи: содействовать стабилизации положения семьи, создавать реальные предпосылки положительной динамики процессов ее жизнедеятельности; сформировать в республике эффективную систему социальной защиты социальной уязвимых семей: неполных, малообеспеченных, многодетных, молодых, семей, воспитывающих детей с особенностями развития.

Для возможности реализации этих задач разрабатывается и совершенствуется нормативно-законодательная база. В Беларуси разработаны и приняты различные законы, программы общенационального масштаба, направленные на поддержку института семьи: Кодекс РБ о браке и семье (1999 г., с изм. и доп.); Закон РБ «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992 г.); Президентская программа «Дети - Беларуси на 2006- 2010 годы» , содержащая подпрограмму «Социальная защита семьи и детей »; Указ Президента от 14 февраля 2006 г. № 98 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3-х лет» и др. Эти документы определяют основные ориентиры в политике и социальной работе по улучшению положения семьи. И все-таки основополагающим нормативным документом, отражающим государственную политику в отношении семьи безусловно является Указ Президента РБ от 21 января 1998 г. № 46 «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики РБ» цели, задачи, направления государственной политики, а также меры ее реализации. Так, основными целями государственной семейной политики провозглашены: обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций; укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе. С принятиям Указа проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуются в значительно большем объеме, чем прежде.

Определены и реализуются конкретные меры по укреплению семьи и улучшению положения детей. Реализация Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы и Президентской программы “Дети Беларуси” на 2006-2010 годы позволяет добиваться значительных позитивных изменений.

Государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы и заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода ката­строфами и другими экстремальными обстоятельствами. Эту помощь предполагается осуществлять в самой разнообразной форме: содей­ствие в трудоустройстве, повышение квалификации, выдача кре­дитов на собственное дело, социальные целевые выплаты и нату­ральные выдачи.

Поддержку государства получают семьи с детьми-инвалидами, семьи с родителями-инвалидами, опекунские, приемные семьи, семьи одиноких матерей, семьи, где один из супругов уклоняется от уплаты алиментов, семьи военнослужащих срочной службы.

В республике сложились и действуют следующие ос­новные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением,
содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);

трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные
и другие льготы родителям и детям;

социальное обслуживание семьи (оказание конкретной психолого-педагогической, посреднической, юридической помощи, консультирование, предоставление различного рода социальных услуг);

бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, питание беременным женщинам и т.д.).

В 2005 г. системой государственных пособий было охвачено 578,2 тыс. детей или 29 % от их общего количества. В 2005 г. более 20 тыс. семей получили адресную помощь. С 1 августа по 31 октября 2007 г. единовременное пособие при рождении первого ребенка составляет 926 800 рублей; при рождении второго и последующих детей – 1 297 520 рублей.

Одно из решающих направлений принятых доку­ментов - формирование комплексной семейной политики, охрана здоровья матери и ребенка, создание новых типов учреждений, по­зволяющих усилить внимание государства к семье и детям, в том числе и в кризисных ситуациях, т.е. развитие системы социального обслуживания семьи и детей, созда­нии его правовой и материальной основы.

В республике ведется целенаправленная конкретная работа по организа­ции системы учреждений социального обслуживания семей и де­тей, создаются Центры социального обслуживания семьи и детей, Центры социально-педагогической помощи семье и детям, социальные приюты, открываются отделения дневного пребывания для детей-инвалидов в ТЦСОН. Получает дальнейшее развитие материальная база и техническое оснащение учреждений социального обслуживания; ведется работа по повышению профессионально-квалификационного уровня специалистов системы социального обслуживания

Организации социальной помощи и поддержки семьи осуществляются на тех же принципах на которых функционирует система социального обслуживания населения в республике, а также на таких принципах как:

расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;

установление связи семьи с другими коллективами, организациями, социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы и возможности поддержки семьи.;

содействие гуманному и эффективному действию семьи как социально-экономической семьи;

развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территории.

При оказании социальной помощи и поддержки семьи, необходимо учитывать то, что она взаимодействует с разнообразными общественными и социальными институтами, социальными службами, школой, органами опеки и попечения несовершеннолетних, органами социальной защиты, благотворительными фондами и организациями, общественными организациями, конфессиональными институтами, которые могут быть задействованы для решения проблем семьи.

Объектами системы социального обслуживания, социальных служб являются семьи, имеющие неблагополучные социально-демографические, материально-жилищные, медико-социальные, психологические и социально-педагогические, социально-правовые условия; дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию, проживающими с родителями, временно недееспособными, дети, проживающие в семье, где родители пренебрегают своими родительскими обязанностями.

Задача системы социального обслуживания семей и детей - обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-реабилитационных, социально-педагогических, психологических услуг и консультаций.

Оказываемая семье помощь может иметь:

· неотложный характер (неотложная помощь) – оказывается при острых психических состояниях человека, связанных с трудной жизненной ситуацией. Формы оказания такой помощи – телефон доверия, кризисные центры и др.

· продолжительный характер . Продолжительная помощь – это не только первичная помощь, но и углубленная длительная поддержка направленная на оздоровление ситуации в семье, выявление внутренних резервов клиента и т.д. Такую помощь могут оказывать социальные приюты, ТЦСОН, реабилитационные центры, социально-педагогические службы помощи семье и детям и др.

Кроме того, помощь может быть прямой и опосредованной . Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов семьи, (клиента), улучшение условий их жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента, через различные государственные учреждения и фонды.

Помощь может быть и превентивного характера, т.е. направленная на предупреждение неблагополучной ситуации. Здесь целесообразно задействовать такие структуры как ИДН, КДН, ТЦСОН, социальные приюты, учреждения образование и др.

Важным направлением в работе с семьей, особенно неблагополучной является социальный патронаж семьи.

Семье учреждениями социального обслуживания может предоставляться разнообразная помощь: социально-информационная помощь, медико-социальная, социально-реабилитационная, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая помощь (помощь в обучении и воспитании детей, повышение педагогической культуры родителей); посредническая помощь; психологическая помощь (коррекция, консультирование; поддержка); адресная помощь.

Содержание деятельности специалистов по социальной работе с семье может включать в себя следующие направления: выявление потребностей различных типов семей в охране нравственного, физического, социального, психологического здоровья; в социально-бытовой помощи в зависимости от социально-экономического статуса, медико-демографических характеристик семьи, этапов жизненного цикла семьи; формирование у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению; профилактика сиротства; содействие интеграции в деятельности различных государственных, общественных, благотворительных организаций и учреждений (здравоохранения, образования, учреждений социальной сферы и др.) по оказанию необходимой помощи семье и детям; оказание содействия в получении материальной, психологической, социально-бытовой и др. видов помощи; участие в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, детей-инвалидов; привлечение к работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов различных общественных организаций; оказание помощи семье в решении задач семейного воспитания; оказание помощи бывшим воспитанникам интернатных учреждений на начальном этапе самостоятельной жизни.

В настоящее время социальная защита семьи представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и категориям семей, структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. В ведомстве Министерства труда и социальной защиты такими учреждениями являются прежде всего ТЦСОН, одной из целей деятельности которого является оказание содействия гражданам (семьям) в преодолении трудных жизненных ситуаций и активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем.

Вопросы для самоконтроля

1.Охарактеризуйте функции и структуру, типологию семьи.

2.Раскройте социальные проблемы современной семьи.

3.Какова сущность основных направлений государственной семейной политики?

4.Что представляет собой система социальной помощи и поддержки семьи в РБ? Какие виды услуг предоставляются семье?

5. Какие учреждения социального обслуживания оказывают социальные услуги и социальную помощь семье?

1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.

2. Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.

3. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности «Соц. работа»/ Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.

4.Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей.- М.: Педагогическое общество России,2002. – 192 с.

  • 1. Семья как основной социальный институт общества.
  • 2. Техногия работы с семьёй в центрах социальной помощи семье и детям.
  • 3. Особенности работы с многодетными семьями.
В настоящее время существует несколько определений семьи.
Семья - это группа живущих вместе близких родственников (Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружество, родительство, родство); общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства); эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу.
Семья - это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически.
Также семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста.
Таким образом, семья - это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.
Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.
Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, он выполняют совместную деятельность, взаимоϲʙязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Но семья имеет и свою автономную сущность, которая в положительном смысле транслирует традиции, обычаи фундаментальных ценностей человечества от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводство рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит росту напряженности.
Важно отметить, что для социальной работы наибольшую актуальность представляет классификация семей по различным признакам и типам.
Так, к примеру, кризисной семьей считается та, которая находится за чертой бедности.
Особенно высоко число и доля таких семей с детьми до 16 лет. В 1995 г. бедных семей среди семей с детьми было 54,3 %, в то время как среди семей без детей — 24,5 %; в сельской местности бедных семей больше, чем в городе, в 2,3 раза.
Среди семей с детьми выше число семей, находящихся как в крайней бедности (их среднедушевой доход до 0,5 % прожиточного минимума), так и в постоянной бедности (со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума в течение всего года) — маргинальные семьи.
В категорию бедности попадают семьи с большой иждивенческой нагрузкой: многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, а также семьи безработных, мигрантов, работников бюджетной сферы, которым длительно задерживают выплату заработной платы.
К разряду маргинальных семей, как правило, относятся семьи, члены которых страдают болезнями, алкоголизмом, находятся в тюремном заключении. Эти семьи, создающие прослойку деклассированных иждивенцев, — питательная среда для развития и роста преступности, хулиганства; они требуют особого внимания социальных работников.
Семьи социального риска
К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это прежде всего семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.
В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями.
Неблагополучные семьи
К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации.
В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений.
Конфликтная семья (до 60% распространения) — это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной крышей, где часты семейные скандалы и т.д.
Аморальная семья — криминальная группа, где нарушаются права ребенка, что, согласно Конвенции о правах ребенка, включает:
- жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие (см. жестокое обращение с детьми), вовлечение детей в криминальную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркотиков;
- невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения;
- торговля детьми или передача их третьим лицам с любой целью.
Две следующие категории семей объединяют дефекты воспитания в семье:
- педагогически несостоятельная семья - с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; нежеланием эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности;
- асоциальная семья, где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т.д.
Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем.
В начале 90-х гг. XX в. в России принципиально меняется ситуация в политической организации общества, в экономической системе, в моральных устоях и ориентациях людей. В обществе наступает период перехода от одного качественного состояния к другому. Данный переход породил глубокий, общесистемный кризис.
Кризис проявился в спаде производства, в росте инфляции, в увеличении безработицы взрослых, беспризорности и сиротстве детей, в бедственном положении инвалидов, бездомных и беженцев, в нарастающем вале преступности, в наркомании, алкоголизма, болезней, в суицидальном поведении молодежи. После распада СССР институт традиционной семьи подвергается испытаниям; происходят глубокие изменения в жизнедеятельности семьи, ее роли и функций в обществе.
Например, имущественное расслоение привело к падению уровня жизни, снижению расходов на питание, отдых, жилище.
За последние годы в российском обществе реальный уровень жизни упал у 60% населения. Резко изменилась структура доходов семей (доходы от зарплаты сократились с 70% до 40%), увеличилась доля расходов на питание со снижением его калорийности (до 10%), численность безработных составила 14% от экономически активного населения. В настоящее время 38,7% населения находятся за чертой бедности.
Именно экономическое положение семей влияет на устойчивую тенденцию к обострению всех проблем жизнедеятельности семьи. Можно отметить следующие тенденции:
1) малодетность семьи, доля однодетных семей достигает 31% от общего числа семей, с двумя детьми - 21,4%, многодетные семьи - 5,3%.
Снижение жизненного уровня приводит к боязни увеличения семьи, к боязни прибавления потомства. Появление ребенка в семье может стать основной причиной ее перехода в низшие группы по материальной обеспеченности. Уже появление первенца в семье снижает ее жизненный уровень примерно на 30%. В результате семьи с детьми оказались на сегодня в наиболее трудных условиях, не позволяющих обеспечивать детям полноценное воспитание, развитие их физического, интеллектуального и духовного потенциала. Эти явления, приобретая характер, обусловливают дисфункцию семьи как воспитательного института именно в тот момент, когда государство резко сократило инвестиции в детство, переложив задачи социализации на плечи семьи.
Детей мало еще и потому, что изменилась система ценностей. В довоенной России люди считали, что они живут ради детей, ради того, чтобы их было больше, чтобы дети жили лучше, чем они сами. Это все исчезло. Исчезла старая патриархальная семья, одним из признаков которой была многодетность. Возникла новая, один из главных признаков которой - малодетность. Практически все хотят иметь ребенка, но все большая часть не желает иметь детей во множественном числе. Две главные причины этого:
дети перестали быть гарантией обеспеченной старости, кормильцами родителей на старости лет;
родители теперь при низкой смертности не опасаются, что в старости они останутся одинокими, что их дети умрут раньше их.
Также на численность детей в семье влияет падение репродуктивной способности. В настоящее время происходит (несмотря на разговоры о сексуальной революции) резкое падение половой активности и ослабление либидо.
Социологические исследования репродуктивных установок родителей показывают, что среди факторов, способствующих ограничению рождаемости, одно из первых мест занимает социальное положение супругов, их личные интересы и потребности. Данные социологических исследований свидетельствуют, что на репродуктивное поведение супругов оказывает влияние и удовлетворенность, социальная принадлежность и образование супругов. Установка на однодетность преобладает в семьях интеллигенции, тогда как ориентации на рождение второго и третьего ребенка распространены в семьях рабочих.
С последним обстоятельством связана такая любопытная тенденция, как негативное влияние высокого уровня материального благосостояния на репродуктивные установки супругов. Даже весьма существенное улучшение материальных условий зачастую используется супругами для реализации других потребностей, более значимых, для индивида. По этой причине наиболее высокая рождаемость отмечается в социальных группах с низким доходом. В даннуюгруппу входят лица с невысоким образованием и социальным статусом. Они не ориентированы на профессиональную карьеру и имеют меньшую социальную мобильность.
2) рост числа неполных семей. В России их 5,2 млн., из них 98% составляют семьи, состоящие из матери и одного ребенка.
Это происходит, в большинстве случаев, в результате роста числа разводов.
Ежегодно в РФ регистрируется 2,7-2,8 млн. супружеских пар, из них распадается 930-940 тыс. Особенно велик уровень разводов в крупных городах, примерно 40% вступающих в брак разводятся в последующие 3-5 лет. Проблема разводов остаётся одной из самых актуальных, ибо от нее страдает и общество, и дети, и сами родители.
3) увеличение численности социально уязвимой группы детей. В первую очередь это дети из бедных семей;
4) снижение воспитательного потенциала семьи.
Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ.
Говоря о воспитательной функции семьи, следует отметить, что, как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д.
Семья легче и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, реагирует на просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся положительные качества и борется с отрицательными чертами характера.
На учете в органах внутренних дел состоят 125 тыс. родителей, уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно на них влияющие. 50 тыс. детей ежегодно убегают из семьи, 70% подростков, употребляющих наркотики, проживают в неблагополучных семьях. Растет детская безнадзорность и беспризорность. Распространяется насилие в семье - физическое, сексуальное, психологическое. В семьях совершается около 30% умышленных убийств. Ежегодно около 2 млн. детей жестоко убиваются родителями, 2 тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством.
В результате всех этих тенденций обнаружилось снижение численности населения, т.е. его депопуляция. По сей день в сфере семьи наблюдается сокращение рождаемости и рост смертности.
Словом, если раньше семья ассоциировалась с мужем и женой, их родителями, 5-6 детьми, то сейчас в лучшем случае - мужем с женой и двумя детьми. Такое состояние российской семьи не отвечает условиям расширенного воспроизводства населения страны, задачам семейного воспитания.
Следовательно, в условиях постоянного нарастания кризисных явлений не только резко обостряется социально-демографическая ситуация, но идет фактическое разрушение института семьи, т.е. семья как институт общества в своем традиционном варианте рассматривается: во-первых, в современной России наблюдается процесс эмансипации детей от родителей, роль личностной свободы каждого из членов семьи, переход от закрытой к открытой системе формирования брака. Во-вторых, снижается число вновь зарегистрированных браков и возрастает количество разводов. В-третьих, разрывается сложившаяся связь между поколениями по линии родства и изменяются ценности «семейного очага».
Безусловно, некоторой (незначительной) части семей удалось адаптироваться к происходящим переменам, добиться определенного благополучия, психологического и нравственного комфорта. При этом другая (значительная) часть семей находится в состоянии неуверенности, неопределенности, не имеет жизненных стратегий, необходимой подготовленности для выживания в условиях конкуренции.
Таким образом, семья перестает выполнять свои основные функции по обеспечению рождения и воспитания детей, идет утрата нравственных ценностей в этой сфере.
И поэтому возникает главный вопрос, на который необходимо найти ответ: что же все-таки необходимо сделать для поддержки адаптационных возможностей российской семьи и создания благоприятных условий для обеспечения ее жизнедеятельности?
Сегодня перед нашей страной как никогда остро стоит проблема выбора общественного и экономического пути развития, разработки стратегии с ясным и четким представлением о конечных целях и системе приоритетов.
Необходим поворот экономической и социальной политики государства в сторону семьи, как важнейшего социального института общества.
Если ещё недавно государство большую часть семейных функций (экономических, общественно-воспитательных) брало на себя, то теперь оно отстранилось от семьи, предоставив ей полную свободу выйти в открытое социальное пространство и самой решать проблемы собственного воспроизводства и развития.
Она самостоятельно принимает решения относительно собственного экономического и демографического воспроизводства. Мужчины и женщины в семье имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности.
Российская семья, попав в такую ситуацию, оказалась не подготовленной к обозначенного повороту событий, не способной адаптироваться к происходящим переменам в обществе.
В современном обществе делается акцент на отдельную личность, способную самоорганизовываться и самореализовываться и, значит, свободную от любых связей. Вполне закономерно, что в данных условиях семейные традиции, ценности и связи размываются.
Означает ли все это, что семье как институту общества приходит полный «крах»? Безусловно, нет. Если российское общество еще не распалось окончательно и не деградировало полностью, то во много потому, что в нем остался наиболее устойчивым и жизненным такой социальный институт, каким является семья. Очевидно, что семья как союз супругов и как союз родителей и детей остается, меняются только ее формы.
Семья, таким образом, претерпевает изменения, меняет акценты, типы, формы, но она и в эпоху социальных перемен остается фундаментальным, социокультурным институтом, наиважнейшей ценностью общества. Вот почему государство не может (и не должно) стоять в стороне от семьи, быть к ней равнодушным. Государство объективно заинтересовано в поддержании и укреплении семьи ради собственного существования и развития.
Сегодня без семьи нельзя решить ни одну из наболевших проблем, идет ли речь о выживании народа, о производстве материального продукта, о строительстве жилья, о воспитании и образовании детей и молодежи.
Размышляя о повышении роли государства в укреплении и развитии семьи, важно, чтобы оно не «бросало» семью, но и не вмешивалось бы в процесс ее социального становления и развития. Государство должно помогать семье, а не заменять ее, обеспечивать условия (социальные, культурные, политические, экономические) для творческого самовыражения семьи.
Государственная семейная политика - комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Это система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.
Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. То есть государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения её интересов в процессе общественного развития; создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе собственной трудовой деятельности; организации субъективной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социально уязвимых семей.
Государство признает социальные права семьи и необходимость их законодательного закрепления. Семье предоставляется полноценный социальный статус, ее интересы целенаправленно учитывается в процессе социально-экономического и культурного развития общества, деятельности органов власти, осуществления федеральных и региональных программ.
Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е годы XX столетия, когда общество, регионы осознали необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи.
После выхода Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. №712 семейная политика получила государственный статус. Хотя до выхода этого Указа разрабатывались концепции семейной политики, но они не имели государственного статуса. В Указе сформированы цель, принципы, основные направления и место в социальной политике; социальная политика - это продолжение политики государства в укреплении положения российской семьи.
Согласно Конституции Российской Федерации, семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Среди нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку семьи, материнства, защиту и обеспечение прав детей, решение острых проблем профилактики безнадзорности, правонарушений подростков, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, необходимо назвать: Концепция государственной семейной политики (1991 г.), подготовка к проведению Международного года семьи (1994 г.); Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации»; Семейный кодекс Российской Федерации; в рамках президентской программы «Дети России» - федеральные целевые программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; Положение «О приемной семье»; Закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (1995 г.), систематизировавший и законодательно закрепивший гарантии прямой материальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием ребенка; и другие.
Положения семейной политики преемственны и долгосрочны; принципы государственной социальной политики на федеральном и региональном уровне едины. На федеральном - минимальные социальные льготы и гарантии, а на региональном - их дополнения и развитие.
Основные принципы семейной политики:
- автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;
- приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защита полноценного физического, психического, интеллектуального развития;
- равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;
- партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;
- доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;
- комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции;
- профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.
Основными направлениями семейной политики являются:
- улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности;
- обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека;
- оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;
- обеспечение охраны здоровья матери и ребенка;
- защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений;
- усиленное внимание к неполным, имеющим детей-инвалидов, малообеспеченным семьям с целью создания благоприятных условий для их жизнедеятельности;
- всесторонняя подготовка молодежи к браку, семейной жизни и планированию семьи;
- профилактика семейного неблагополучия и др.
Стоит отметить, что для реализации основных направлений семейной политики разрабатывается целый ряд государственных документов:
Доклад о положении семей в Российской Федерации;
Национальный план действий в отношении семьи (среднесрочная государственная семейная политика);
Целевая федеральная программа «Семья»;
Целевые ведомственные программы улучшения условий жизнедеятельности семьи;
Федеральная программа координации деятельности негосударственных субъектов семейной политики;
Положение о Государственной фамилистической (семейной) экспертизе;
Региональные концепции и программы семейной политики.

Современная семья призвана не только решать многочислен-ные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностыо своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспи-тывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие пози-тивных семейных отношений, восстановление внутренних ресур-сов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять сле-дующие функции:

Диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

Охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

Организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

Социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

Прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

Координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, со-циальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с. (с. 61)..

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальная работа с семьей состоит из :

1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

v Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

v Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

v Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

v Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.

2. - Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

· сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

· предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

· содействие в открытии предприятий семейного типа;

· профессиональная ориентация детей и подростков;

· выплата пособий по временной не занятости;

· консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

· оказание помощи в кадровом обеспечении;

· социально - психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую рол в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

· малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

· семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

· семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

Их основными задачами являются :

1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.

2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем параграфе).

5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

6. Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:

- повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;

- помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

- повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;

- помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;

- Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни;

- регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье.

- Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

Этапы социальной работы с семьей

Все этапы работы с семьями можно заключить в три блока. Технологии работы с семьей по этим блокам включают три уровня:

  • – диагностический;
  • – профилактический;
  • – - реабилитационный.

Алгоритм работы с семьей:

  • 1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.
  • 2 этап: первичное обследование жилищных условий семьи находящейся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
  • 3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
  • 4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
  • 5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентации.
  • 6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
  • 7 этап: составление карты семьи.
  • 8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными службами.
  • 9 этап: составление программы работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации.
  • 10 этап: текущие и контрольные посещения семьи.
  • 11 этап: выводы о результатах работы с семьей находящейся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Формы и методы социальной работы с семьёй

Методы социальной работы - совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов, с помощью которых осуществляется социальная работа.

Многие методы, используемые в социальной работе с семьей, - междисциплинарные: наблюдение, интервью, беседа, биографический метод, комплексное психосоциальное моде лирование, дискуссия, убеждение, формирование навыков и привычек поведения и т.д.

Большое место в социальной практике занимают педагогические методы: формирование сознания личности (понятия, суждения, убеждения, оценки); организация познавательной, практической деятельности в поведении (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); стимулирование деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.); психолого-педагогическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация.

Как правило, все указанные методы применяются в определенных сочетаниях и нацелены на развитие личности, ее со циализацию, адаптацию к условиям жизни, одновременно влияя на сознание личности, деятельность и поведение. При этом эффективность методов во многом определяется наличи ем у специалиста по социальной работе с семьей профессиональных педагогических знаний и умений.

Индивидуальная работа - непосредственная помощь че ловеку в адаптации его к новым условиям жизни в процессе взаимодействия со специалистом по социальной работе (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). При проведении индивидуальной работы специали сту по социальной работе с семьей необходимо:

  • - установление контакта с клиентом и определение его потребности в социальных услугах;
  • - определение проблемы и постановка социального диагноза;
  • - выявление мотивации необходимости социальной помощи;
  • - определение и исследование предполагаемого решения;
  • - выбор метода и технологии социальной работы;
  • - осуществление профессиональных действий по решению проблемы и др.

Самые общие требования к принятию решений: своевременность, точность, адресность, в некоторых случаях нетривиальность. Таким образом, умение работать с семьей как с клиентом и решать ее социальные проблемы составляет основу важнейших умений специалиста по социальной работе с семьей. По своей сути, это знания, воплощенные в решении конкретных профессиональных задач, а значит, освоенные модели и методы деятельности, реализуемые на практике. Подобные навыки являются очень ценными и позволяют дей ствовать даже в сложных ситуациях с минимумом ошибок и просчетов, экономя время.

Методы социальной работы с группой. Групповая работа может проводиться с семьями, имеющими схожие проблемы или столкнувшимися с однородными задачами и результатами. Например, в группу объединяются семьи, имеющие ребенка-инвалида или ребенка с девиантным поведением, может быть объединение в группу семей безработных, беженцев, матерей из неполных семей и т.д.

К методам социальной работы с группой относятся: анкетный опрос; социометрия; референтометрия; групповая дискуссия; деловая игра; модификация социального поведения - выработка новых жизненных навыков и привычек; социально-психологический тренинг и др. Так, групповая работа уместна, когда имеется круг людей, собранный на добровольной основе, со схожими проблемами идеологических устоев, культуры и образования, возрастных показателей, половой принадлежности, социального положения, индивидуально-психоло гических характеристик и др.

Чаще всего групповая работа специалиста по социальной работе с семьей имеет психосоциальную направленность. Психосоциальная помощь требуется при решении самого широкого круга проблем, на первое место среди которых выходят семейные. При этом можно выделить несколько направлений психосоциальной работы с группой в оздоровлении семейных отношений: работа с семьями алкоголиков, представляющими весьма большой контингент семей с тяжелыми психологическими проблемами. Далее следует особая группа семей с эмоционально-отчужденными отношениями, здесь значительное место занимают семьи с высоким доходом, затем - семьи с на личием жестокого обращения и насилия в отношении детей или одного из супругов, с инвалидами или хронически больными членами и т.д.

Учитывая разнообразие и сложность внутрисемейных проблем, требующих психосоциальной помощи, в их решении нередко участвуют различные специалисты: социальные работники, социальные педагоги, психологи, психотерапевты, юристы и т.д.

Методы социальной работы в микросоциальной среде.

Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Основные методы:

  • - социальная диагностика;
  • - социальное прогнозирование;
  • - социальное планирование микросоциальной среды;
  • - развитие системы территориального самоуправления;
  • - благотворительные акции в микросоциальной среде;
  • - практическая работа в общине.

К частным формам и методам профессиональной деятельности специалистов по социальной работе с семьей относятся:

  • - выдача различных пособий и выплат, а также предоставление информации о социальных льготах и порядке их предоставления;
  • - обеспечение и повышение доходов семей, создание условий для достижения семьей экономической самостоятельности;
  • - помощь родителям в многодетной семье, особенно матери, для сочетания ими трудовой деятельности на дому и вне его;
  • - оказание содействия родителям в выполнении воспитательных функций.