В каком году произошел переход. Принят декрет о переходе рсфср на григорианский календарь. История в лицах

Управление бизнесом

Могут ли две недели полностью выпасть из жизни человека? Конечно, если он, к примеру, был серьезно болен, находился без сознания. Но в 1918 году две недели выпали из жизни огромной страны – России. Период с 1 по 13 февраля 1918 года в российском календаре отсутствует, и объясняется это очень просто. 24 января 1918 года, ровно 100 лет назад, Совет народных комиссаров РСФСР принял решение о переходе страны на григорианский календарь с 31 января 1918 года, поэтому после 31 января 1918 года в стране наступило 14 февраля 1918 года.

Как известно, до 1918 года в Российской империи использовался юлианский календарь. Это было связано в первую очередь с религиозной традицией: в Российской империи православие было государственной религией. Юлианский календарь был принят еще в Римской империи Юлием Цезарем, в честь которого и получил свое название. Вплоть до позднего средневековья по юлианскому календарю жила вся Европа, однако в 1582 году римский папа Григорий XIII издал указ о реформе календаря. Главной причиной принятия нового календаря являлось смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия. Это обстоятельство создавало определенные трудности при вычислении даты Пасхи.

В октябре 1582 г. на григорианский календарь перешли наиболее консервативные католические страны, где Ватикан пользовался огромным влиянием – Испания, Португалия, Речь Посполитая и государства Италии. В декабре 1582 г. григорианский календарь приняла Франция, а в 1583 г. – Австрия, Бавария, Фландрия, Голландия и ряд немецких земель. Во многих других европейских государствах переход осуществлялся постепенно. В первую очередь, против григорианского календаря возражали протестантские государства Европы, для которых отказ от использования календаря, введенного римским папой, имел принципиальное значение. Но все равно от календарной реформы не смогли уклониться даже они. Так, в Великобритании григорианский календарь был принят только в 1752 году. Спустя год на григорианский календарь перешла Швеция. Постепенно на григорианский календарь переходили и страны Азии, например в 1873 г. он был введен в Японии, в 1911 г. – в Китае (впоследствии Китай вновь отказался от григорианского календаря, а затем к нему опять вернулся).

Надо отметить, что во многих странах переход к григорианскому календарю не был безболезненным. Например, в Англии, перешедшей на новый календарь в 1752 году, даже имели место бунты людей, недовольных произошедшими изменениями. В России, напротив, в 1700 году Петр I, проводя политику модернизации, ввел юлианский календарь. Очевидно, что при всем своем стремлении к кардинальному реформированию общественной и культурной жизни, Петр не был готов идти против православной церкви, относившейся к переходу на григорианский календарь резко негативно. В Российской империи переход на григорианский календарь так и не был осуществлен. Это влекло за собой многочисленные сложности в экономических, культурных и политических отношениях с Европой, но церковь настаивала на сохранении юлианского календаря, не возражали против ее позиции и российские монархи.

В первой половине XIX века поборники модернизации заговорили о желательности перехода на григорианский календарь, тем более, что к этому времени на него перешли и протестантские страны Европы, включая Великобританию. Однако, против календарной реформы выступил министр народного просвещения генерал Карл Ливен. Его, разумеется, поддержала и православная церковь. Когда уже во второй половине XIX века о необходимости перехода к новому календарю заговорил Дмитрий Менделеев, его быстро осекли представители Священного Синода, заявившие, что для такой масштабной реформы еще не наступило время. В церкви не видели причин для отказа от юлианского календаря, поскольку он, во-первых, многие столетия использовался в православной традиции, а во-вторых, в случае перехода на григорианский календарь неизбежно нарушался бы Богослужебный Устав, так как дата празднования Святой Пасхи высчитывается по особому лунно-солнечному календарю, который тоже тесно связан с юлианским календарем.

Февральская революция 1917 года, свергнувшая монархию в России, стала толчком к самым разнообразным масштабным изменениям в жизни страны. Именно в период, когда страной управляло Временное правительство, началась разработка проекта реформы календаря. Его авторы считали, что назрела необходимость перейти на григорианский календарь, поскольку и так давно применялось двойное написание дат в официальных документах и письмах, особенно если они были посвящены событиям в других государствах или направлялись адресатам, проживавшим в других странах. Однако в период с февраля по октябрь 1917 года произвести календарную реформу в стране так и не удалось – не до того было Временному правительству.

Окончательно привела Россию к изменению календаря Октябрьская революция 1917 года. Разумеется, атеистам – большевикам не было дела до религиозных противоречий между православной и католической церквями, не задумывались они и об создания григорианского календаря. Но поскольку «все передовое человечество», как любили говорить большевики, к этому времени перешло на григорианский календарь, Россию также хотели модернизировать. Если отрекаться от старого мира – то во всем, в том числе и в календаре. Поэтому вопрос о календарной реформе очень интересовал большевиков. Это подтверждается хотя бы тем, что уже 16 (29) ноября 1917 года, на одном из самых первых заседаний Совета народных комиссаров РСФСР, был поднят вопрос о необходимости перехода на григорианский календарь.

Определенную роль сыграл и «светский» характер григорианского календаря. Хотя сам календарь в Европе вводился по инициативе римского папы, Русская православная церковь переходить на григорианский календарь не собиралась. 23 января (5 февраля) 1918 года православная церковь была отделена от государства, что окончательно развязало руки новой власти в вопросе о разграничении светского и церковного календарей. Большевики решили нанести еще один удар по позициям православной церкви, отказавшись от юлианского календаря. На том же заседании Совнаркома, на котором церковь была отделена от государства, создали специальную комиссию по переходу на новый календарь. Она представила два возможных варианта развития событий. Первый вариант предполагал мягкий и постепенный переход к новому календарю – отбрасывать каждый год по 24 часа. В этом случае на осуществление календарной реформы потребовалось бы 13 лет, а самое важное – она вполне устраивала бы и Русскую православную церковь. Но Владимир Ленин склонился к более радикальному варианту, предполагавшему одномоментный и быстрый переход к григорианскому календарю.

24 января (6 февраля) 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря, а через два дня, 26 января (8 февраля) 1918 года декрет был подписан председателем Совета народных комиссаров РСФСР Владимиром Лениным. Кроме Ленина свои подписи под документом поставили помощник народного комиссара по иностранным делам Георгий Чичерин, народный комиссар труда Александр Шляпников, народный комиссар внутренних дел РСФСР Григорий Петровский, председатель Высшего совета народного хозяйства РСФСР Валериан Оболенский. Причиной перехода на новый календарь называлась необходимость установления в России исчисления времени, одинакового «почти со всеми культурными народами».

Ввести новый календарь решили после истечения января 1918 года. С этой целью Совнарком постановил считать первым днем после 31 января 1918 года не 1 февраля, а 14 февраля 1918 года. В декрете также подчеркивалось, что все обязательства по договорам и законам, наступавшие в период между 1 и 14 февраля, переносились на период с 14 по 27 февраля посредством прибавления к сроку выполнения обязательств тринадцати дней. С прибавлением тринадцати дней отсчитывались и все обязательства в период с 14 февраля по 1 июля 1918 года, а обязательства, наступающие с 1 июля 1918 года, считались наступившими уже по числам нового григорианского календаря. Также декрет регулировал вопросы выплаты жалованья и заработной платы гражданам республики. До 1 июля 1918 года нужно было во всех документах указывать в скобках число по старому календарю, а с 1 июля 1918 года – только число по григорианскому календарю.

Решение о переходе страны на григорианский календарь неизбежно вызвало споры в среде духовенства и богословов. Уже в конце января 1918 года календарная реформа стала предметом обсуждения Всероссийского Поместного собора. На этом обсуждении произошла любопытная дискуссия. Профессор Иван Алексеевич Карабинов заявил, что старообрядцы и другие автокефальные церкви не согласятся с предложением перехода на григорианский календарь и будут продолжать отмечать церковные праздники по старому календарю. Это обстоятельство, в свою очередь, будет нарушать единство православных церквей. С этой позицией согласился и другой докладчик, профессор Иван Иванович Соколов, который тоже обратил внимание на отсутствие у Русской православной церкви права самостоятельно решать вопрос о календарной реформе, не согласовывая свои действия с другими автокефальными церквями. Член Петроградского комитета по делам печати мирянин Митрофан Алексеевич Семенов, в свою очередь, предложил вообще не реагировать на декреты большевиков, что позволит избежать необходимости перехода на новый календарь.

Профессор Московской духовной академии и член Поместного собора Православной российской церкви от высших духовных школ Сергей Сергеевич Глаголев подчеркнул, что в изменившихся условиях церкви вряд ли получится оставаться на старом календаре, поскольку он все больше расходится с небом, однако делать поспешных шагов не стоит и лучше некоторое время оставаться на старом, юлианском календаре. Тем более, отмечал в своем докладе Глаголев, такой серьезный вопрос можно решать только при наличии согласия всех автокефальных православных церквей.

В конечном итоге, отдел о богослужении и отдел о правовом положении Церкви в государстве приняли решение в течение всего 1918 года руководствоваться старым стилем. 15 марта 1918 года отдел о богослужении, проповедничестве и храме Русской православной церкви постановил, что с церковно-канонической точки зрения решить вопрос о календарной реформе без согласования со всеми автокефальными церквями не представляется возможным. Поэтому было решено оставить Русскую православную церковь на юлианском календаре.

В 1923 году, когда Советский Союз уже пять лет жил по новому календарю, церковь вновь подняла вопрос о реформе календаря. Второй Поместный собор состоялся в Москве. Митрополит Антонин заявил, что перейти на григорианский календарь церковь и верующие могут быстро и безболезненно, а в самом переходе нет ничего греховного, более того реформа календаря необходима для церкви. В результате Поместным собором была принята резолюция, провозглашавшая переход церкви на григорианский календарь с 12 июня 1923 года. Интересно, что прений резолюция не вызвала, что свидетельствовало о полной готовности участников собора к переходу на новый стиль.

Патриарх Тихон в связи с сложившейся ситуацией осенью 1923 года опубликовал свое Послание, в котором осудил решение Второго Поместного собора как чересчур поспешное, но подчеркнул возможность перехода церкви к григорианскому календарю. Официально планировалось перевести Русскую православную церковь на григорианское исчисление с 2 октября 1923 года, но уже 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон от этой идее отказался. Интересно, что в календарях 1924-1929 годов выпуска церковные праздники отмечались так, будто переход церкви на григорианский календарь все же был осуществлен. Например, Рождество отмечалось 25 и 26 декабря. Повторно церковь подняла вопрос о переходе на григорианский календарь в 1948 году, однако он так и не был решен положительно. Несмотря на активное провластное лобби, большинство церковных иерархов все же не желали становиться «сепаратистами» и принимать григорианский календарь без согласования с другими автокефальными церквями.

Конечно, Советская Россия не была последней страной, перешедшей на григорианский календарь. В 1919 году григорианский календарь ввели Румыния и Югославия, в 1924 году – Греция. В 1926 г. на григорианский календарь с сохранением некоторой специфики перешла Турция, в 1928 году – Египет. В настоящее время по юлианскому календарю продолжают жить в Эфиопии – одном из древнейших христианских государств мира. Кроме того, летоисчисление по юлианскому календарю ведут Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Польская православные церкви, Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, а также Украинская грекокатолическая и Российская грекокатолическая церкви. Интересно, что Польская православная церковь вернулась к юлианскому календарю только в 2014 году, до этого длительное время исчисляя время по новоюлианскому календарю, совпадающему с григорианским.

24 января (6 февраля) 1918 г. Совет народных комиссаров «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» принял декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».

В дореволюционной России летоисчисление осуществлялось на основе юлианского календаря, принятого ещё при Юлии Цезаре в 45 г. до н. э. и действовавшего во всех христианских странах до октября 1582 г., когда в Европе начался переход на григорианский календарь. Последний оказался более привлекательным с астрономической точки зрения, так как его расхождение с тропическим годом в одни сутки накапливается не за 128 лет, как в юлианском, а за 3200 лет.

Вопрос о введении григорианского календаря в России обсуждался неоднократно, начиная с 30-х годов XIX в. Поскольку юлианский календарь основан на пасхальном круге, а григорианский привязан к астрономическому дню весеннего равноденствия, отечественные специалисты каждый раз отдавали предпочтение первому, как наиболее отвечающему интересам христианского государства. Но в официальных документах, связанных с международной деятельностью, а также в некоторых периодических изданиях было принято указывать дату сразу по двум традициям.

После Октябрьской революции советское правительство предприняло ряд мер, направленных на отделение церкви от государства и секуляризацию жизни общества. Поэтому при решении вопроса о переходе на новую календарную систему интересы церкви в расчёт уже не принимались, на первый план выступила государственная целесообразность.

Поскольку к моменту принятия декрета разница между юлианским и григорианским календарями составляла 13 дней, было решено после 31 января 1918 г. считать не 1, а 14 февраля.

До 1 июля 1918 г. декрет предписывал после числа по новому (григорианскому) стилю в скобках указывать число по старому (юлианскому) стилю. Впоследствии эта практика сохранилась, но в скобки стали помещать дату по новому стилю.

При пересчёте дат со старого на новый стиль к числу по старому стилю прибавляется 10 дней, если событие произошло в период с 5 октября 1582 г. по 29 февраля 1700 г., 11 дней для периода с 1 марта 1700 г. по 29 февраля 1800 г, 12 дней для периода с 1 марта 1800 г. по 29 февраля 1900 г., 13 дней для периода с 1 марта 1900 г. по 29 февраля 2100 г. и т. д.

По установившейся традиции, события, произошедшие до появления в 1582 г. григорианского календаря, принято датировать по юлианскому календарю, хотя для них также может быть произведён пересчёт с учётом нарастания разницы по векам.

Лит.: Декрет о введении западновопейского календаря // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957; То же [Электронный ресурс]. URL : http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-01-24.htm ; Климишин И. А. Заметки о нашем календаре [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Bookscafe.Net. 2015-2016. URL :

Как известно, в России празднуют два Новых Года – один, как и во всём мире, наступает в ночь с 31 декабря на 1 января, второй, «Старый Новый Год» – наступает в ночь с 13 января на 14 января.

История происхождения «Старого Нового Года» такова: революционные события 1917 года привели к власти большевиков, было создано правительство, названное Советом Народных Комиссаров (Совнарком), и оно выпустило целую серию декретов.

Это же логично – перейти на единую календарную систему со всеми христианскими странами Европы. Особенно если учесть, что Албания, Болгария, Румыния, Югославия, Греция и Турция в те времена – это единое государство, - Оттоманская Порта (Турция). Преобладающая религия, в которой, – магометанство (ислам). Эти территории управляются не христианскими правителями и им переходить на календарь «от Рождества Христова» нет никакого интереса.

И вот тут возникает закономерный вопрос:

Если в России начали жить по Григорианскому календарю в 1700 году, то как возникла разница в 13 дней, которая была исправлена лишь в 1918 году?

Может быть в России, также, как и в Швеции, рассчитывали погасить разницу в датах между Юлианским и Григорианским календарями, за счёт исключения високосных дней в течение 40 лет, но не смогли исполнить это в течение намеченного срока и в конце концов вынуждены были использовать Юлианский календарь?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Разные способы летоисчисления календаря . Новый стиль исчисления времени был введен Советом Народных Комиссаров - правительством Советской России 24 января 1918 года «Декретом о введении в Российской республике западноевропейского календаря» .

Декрет был призван способствовать «установлению в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» . Ведь с 1582 года, когда во всей Европе юлианский календарь в соответствии с рекомендациями астрономов был заменен на григорианский, российский календарь оказался отличен от календарей цивилизованных государств на 13 дней.

Дело в том, что новый европейский календарь появился на свет стараниями Папы римского, но русскому православному духовенству католический Папа был не авторитет и не указ, и оно отвергло нововведение. Вот и жили более 300 лет: в Европе Новый год,в России ещё 19 декабря.

Декретом СНК (аббревиатура Совета Народных Комиссаров) от 24.01.1918 было предписано 1 февраля 1918 года считать 14-м февраля (в скобках заметим, что по многолетним наблюдениям русский православный календарь, то есть «Старый стиль», более соответствует климату европейской части Российской Федерации. Например, 1 марта, когда по старому стилю ещё глубокий февраль, весной и не пахнет, а относительное потепление начинается с середины марта или первых его чисел по старому стилю).

Новый стиль понравился не всем

Впрочем, не только Россия упиралась в установлении католического счета дней, в Греции «Новый стиль» был легализирован в 1924 году, Турции - 1926, Египте - 1928-м. При этом что-то не слышно, чтобы греки или египтяне праздновали, как в России, два праздника: Новый год и Старый Новый год, то есть Новый год по старому стилю.

Интересно, что введение Григорианского календаря без восторга приняли и в тех европейских странах, где ведущей религией было протестантство. Так в Англии на новый счет времени перешли только в 1752 году, в Швеции - спустя год, в 1753.

Юлианский календарь

Был введен Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. Начинался 1 января. Год имел 365 дней. Номер года, делившийся на 4 был признан високосным. К нему добавлялся один день - 29 февраля. Разница между календарем Юлия Цезаря и календарем папы Григория в том, что у первого каждый четвертый год без исключения високосный, а у второго високосные только те года, что делятся на четыре, но не кратные ста. В итоге разница между юлианским и григорианским календарями постепенно возрастает и, например, в 2101 году Православное рождество будет праздноваться не 7, а 8 января.


Октябрьский переворот 1917 года и захват власти большевиками повлияли на все стороны общественной жизни бывшей Российской империи. Устои российского общества были безжалостно сломаны, банки национализированы, помещичьи земли конфискованы, церковь отделена от государства. Не остались без внимания и проблемы счёта времени. Календарная реформа назревала давно, ещё с середины XIX века. В дореволюционной России в гражданском и церковном обиходе использовался юлианский календарь, а в большинстве западных стран - григорианский. Отечественными учёными П. М. Саладиловым, Н. В. Степановым, Д. И. Менделеевым неоднократно предлагались различные варианты для изменения системы летоисчисления. Задачей реформы являлось устранение 12-дневной, а затем и 13-дневной разницы, возникшей из-за разного способа вычисления високосных годов. Эти предложения наталкивались на негативную реакцию РПЦ и ряда высших должностных лиц, отстаивавших мнение, что введение нового календаря станет изменой канонам православия.

Вопрос о календарной реформе большевики поставили уже в ноябре 1917-го. Меньше чем за два месяца проекты были подготовлены, и 24 января 1918 года председатель Совнаркома Ленин подписал декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря»1. В документе предписывалось ввести в гражданский обиход григорианский календарь вместо существовавшего юлианского для установления одинаковой системы летоисчисления с большинством мировых держав. Для уравнения дневного счёта следовало после 31 января 1918 года считать не 1-е, а 14 февраля.

Изменение стиля летоисчисления вызвало отрицательную реакцию со стороны Церкви. На проходившем в 1917-1918 годах Поместном соборе введение григорианского календаря стало предметом бурного обсуждения2. Было решено рассмотреть вопрос о принятии нового календаря на общем заседании двух отделов - о богослужении и правовом положении Церкви в государстве. Оно состоялось 29 января 1918-го. Председательствовавший митрополит Арсений (А. Г. Стадницкий) потребовал скорейшего решения проблемы - к следующему дню. По его мнению, оба отдела должны были выработать аргументированную позицию по столь принципиальному для Церкви вопросу. Срочность диктовалась введением нового стиля через два дня, с 1 февраля.

На заседании единодушно решили сохранить юлианский стиль летоисчисления в церковном обиходе. Одному из делегатов собора, профессору богословия Московской духовной академии С. С. Глаголеву, было поручено подготовить проект по календарному вопросу, оглашённый им на заседании собора 30 января3. В нём констатировалось, что:

1) введение нового стиля в гражданской жизни не должно препятствовать верующим придерживаться юлианского календаря; 2) Церковь должна сохранить старый стиль, потому что введение нового календаря в церковный обиход повлекло бы ликвидацию праздника Сретения в 1918 году; 3) вопрос о перемене стиля должен стать предметом обсуждения и быть решённым Вселенским собором с участием всех христиан; 4) к григорианскому календарю нельзя применять правила о праздновании Пасхи, поскольку в некоторые годы по новому стилю она праздновалась ранее еврейской Пасхи; 5) подчёркивалось, что новый, исправленный, календарь необходим для всего христианского мира, но значение григорианского календаря в этом качестве отрицалось.

Позиция Глаголева выражала официальную точку зрения православной церкви. По решению одного из первых Вселенских соборов в Никее устанавливалось, что христианскую Пасху следовало праздновать позднее еврейской. РПЦ в течение многих лет неуклонно следовала этому правилу и неоднократно обвиняла католическую церковь в его нарушении. Однако в силу изменения политической ситуации в стране Церковь была вынуждена смягчить жёсткую позицию. В 1918 году возможность проведения календарной и тесно связанной с ней пасхальной реформы не отрицалась. В то же время возможность её проведения прямо ставилась в зависимость от созыва Вселенского собора и, следовательно, откладывалась на неопределённое время. По мнению Глаголева, до этого светская власть не имела права препятствовать использованию верующими юлианского календаря для проведения внутренних вычислений. Это заявление было напрямую связано с отрицательным отношением руководства православной церкви к вмешательству в её дела со стороны советского правительства. После краткого обсуждения заключение было утверждено Собором4.

Вскоре для углублённого изучения календарного вопроса была образована специальная комиссия5. В её состав вошли делегаты Собора РПЦ епископ Черниговский Пахомий (П. П. Кедров), профессора С. С. Глаголев, И. И. Соколов, И. А. Карабинов, Б. А. Тураев, П. Н. Жу-кович. Глаголев и Соколов сошлись во мнении, что григорианский календарь вреден, а юлианский - соответствует научным требованиям. Однако это не означало, что в России необходимо сохранить старый стиль. В частности, Глаголев предложил отменить 31-е числа
месяцев, тогда через два года старый стиль совпал бы с новым6. Им был предложен также другой вариант исправления григорианского календаря - через отмену одного дня какого-либо 31-го числа и ликвидацию одного високоса через каждые 128 лет. Одновременно признавалось, что подобное изменение могло быть произведено только по решению международной конференции. Исследователь признал, что правильнее будет передвинуть старый стиль указанным методом не на 13, а на 14 дней. С его точки зрения, проведённые им астрономические вычисления доказали, что этот проект являлся более точным. Тем не менее, несмотря на такие радикальные предложения, учёный считал, что в ближайшее время Церковь должна сохранить старый стиль7.

Членами комиссии было принято постановление, в котором отмечалась невозможность самостоятельного решения РПЦ вопроса о введении григорианского календаря. Патриарху Тихону предлагалось составить особую грамоту на имя Вселенского патриарха Константинополя, чтобы выяснить точки зрения о календарной проблеме всех автокефальных православных церквей.

В связи с начавшейся Гражданской войной заседания комиссии более не проводились. Деятельность её ограничилась составлением и попыткой издания церковного календаря на 1919 год8.

В последующие годы РПЦ продолжала придерживаться старого стиля. Одной из причин этого явилось негативное отношение церковнослужителей к советской власти. Примечательно заявление, сделанное одним из делегатов Поместного собора М. А. Семёновым: «Я полагал бы, что не следует обращать никакого внимания на декреты большевиков и никак на них не реагировать. Я знаю, что так очень многие поступают»9.

В первые месяцы советской власти церковь не посчитала возможным признать её легитимность. Такое положение вещей не могло устроить руководство большевистской партии. После окончательной победы в Гражданской войне оно начинает политику террора против отдельных священнослужителей и Церкви в целом. Для окончательного её подчинения ОГПУ было организовано движение обновленчества и создана специальная антирелигиозная комиссия. Не последнюю роль в этом процессе играл факт признания григорианского календаря. На волне преследований патриарх Тихон был вынужден подписать документы, в которых предписывалось считать день, следующий после 1 октября 1923 года, 14-м октября10. При этом указывалось, что введение нового календаря не затрагивает догматов и священных канонов православной церкви и находится в точном соответствии с данными астрономической науки. Особенно подчёркивалось, что постановление являлось не введением григорианского календаря, а лишь исправлением старой пасхалии11. Это решение было принято под давлением ОГПУ. Однако недовольство многих верующих и служителей Церкви побудило патриарха 8 ноября отменить своё решение, мотивируя это тем, что «удобное время для перехода на новый стиль уже прошло»12.

Реакция властей последовала незамедлительно: канцелярия патриарха была опечатана, экземпляры послания изъяты, а тексты предыдущего постановления расклеены по улицам Москвы без разрешения. Тихон сделал официальное заявление ЦИК СССР, в котором признал, что реформа «возможна в закономерной и безболезненной форме». Патриарх выступил против вмешательства гражданской власти в её проведение, «потому что постороннее вмешательство не приближает, а отдаляет, не облегчает, а затрудняет её осуществление»13. Были сформулированы основные причины нежелания и противодействия введению нового стиля. Как утверждал Тихон, русский народ отличался консерватизмом по отношению к переменам. Малейшие изменения приводят к смуте. Церковный год тесно связан с народным бытом и экономическим годом крестьянина,так как праздниками определяется начало полевых работ. Календарная реформа скомпрометирована движением обновленчества, потому что они отказались соблюдать многие церковные каноны".

Советскому правительству, несмотря на все усилия, не удалось заставить Церковь изменить летоисчисление. В результате получалась двойственность, которая образовывала дополнительные проблемы в определении церковных праздников.

Такое положение сохранялось до конца 1920-х годов. Утвердившийся у власти Сталин провозгласил курс на индустриализацию СССР. По мысли руководства страны, новый календарь должен был соответствовать производственному циклу.

Другим важным требованием являлось его «избавление» от религиозной основы. В частности, предполагалось изменить эру летоисчисления, заменив её на более «прогрессивную». В апреле 1929 года этот вопрос стал обсуждаться на страницах печати15. Изначально речь шла лишь о реформе системы отдыха советских трудящихся. Предлагалось отменить все существовавшие праздники и перейти на шестидневную неделю. Революционные праздники планировалось перенести на ближайший день отдыха, используя также вечера рабочих дней. Особо подчёркивалось, что календарную систему шестидневная неделя не ломала, так как оставляла без изменений те же месяцы и числа в году, за исключением «отброшенного лишнего дня». Введение изменённого календаря планировалось с 1 января 1930 года16.

Это предложение положило начало широкому обсуждению реформы календаря. Советские функционеры публиковали пропагандистские статьи, призывавшие к её скорейшему осуществлению. В частности, сотрудник Госплана СССР Л. М. Сабсович считал изменение календаря одним из условий скорейшего перехода на непрерывный производственный год17. Его поддержал работник Наркомата труда Б. В. Бабин-Корень, считавший главным достоинством новой системы летоисчисления «максимальную жёсткость»18. По его мнению, это выражалось в твёрдом сочетании рабочих и выходных дней.

Редакция газеты «Известия» вынесла вопрос об изменении календаря на обсуждение читателей. Оно вызвало живой отклик с их стороны. Большинство предложений сводилось к введению в СССР пятидневной или шестидневной непрерывной недели с одним выходным19.

Собственный проект предложил А. Певцов. Его календарь состоял из декад с двумя выходными днями20. Год делился на десятидневки (декады) и стодневки (тектады) и состоял из 36 декад и одной дополнительной полудекады (5 или б дней). Певцов высказался за отмену месяцев и мотивировал это следующим доводом: так как число 36 делилось на 2, 3,4, б, 9,12,18, то возможно в случае надобности деление года на половины, трети, четверти и т. д. Это могло оказаться необходимым в повседневной жизни, при составлении отчётов, счёта сезонов. Названия дней недели изменялись: первый деньдекады -ДеньСвобо-ды; второй -День Труда; третий - День Партии; четвёртый - День Обороны; пятый - День Победы; шестой - День Просвещения; седьмой - День Союза; восьмой - День Профсоюза; девятый - День Молодёжи; десятый - День Воспоминаний. Первый и шестой дни являлись днями отдыха.

Схожие проекты присылались в редакции других газет. Однако предложения о замене наименований месяцев и дней недели порядковыми номерами не везде встретили поддержку. В частности, редакцией «Торгово-промышленной газеты» они были признаны неприемлемыми и нецелесообразными21.

Специальный проект подал на рассмотрение в Академию наук СССР сын великого химика И. Д. Менделеев22. Он предложил делить год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Неделя состояла из б дней. Её введение определялось возможностью определять дробную часть года одинаковым числом недель в месяце; при исчислении месяца в 5 недель каждое его число приходилось на одинаковые дни недели. В каждом месяце было одинаковое количество рабочих дней. Важным достоинством новой календарной системы, с точки зрения автора, являлось наличие равных по числу месяцев промежутков между датами, которые имели одинаковое количество дней и недель: от 5 февраля до 5 мая и от 5 июля до 5 октября было 3 месяца, 15 недель, 90 дней. Пять или шесть добавочных дней являлись нерабочими. Им присваивались обозначения событий, которые отмечались этим днём. После февраля вставлялся День свержения самодержавия, после апреля - Первомайский праздник, после июня - День Конституции СССР, после августа - День юношества, после октября - День Октябрьской революции. В високосный год дополнительный день вставлялся после декабря и назывался днём памяти Ленина. Название месяцев и дней оставалось без изменений. Упразднялся один день в неделе. Его наименование следовало уточнить впоследствии.

Осенью 1929 года вопрос о реформе календаря обсуждался на самом высоком уровне. Одной из задач правительственной комиссии по введению непрерывного производства в СССР стало «утверждение и издание нового табель-календаря, необходимого при пятидневке и непрерывке»23. В одном из отчётов Наркомата труда СССР подчёркивалось, что «изменение условий работы предприятий, бытовых привычек рабочих и служащих требует соответствующего приспособления календаря»24. Специально оговаривалось, что сложность вопроса заключалась в необходимости его сопоставления с астрономическим годом и западными странами. Поэтому принятие новой календарной системы нуждалось в тщательной проработке. Правительственная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО) под председательством В. В. Куйбышева 21 октября 1929 года поручила Наркомату труда СССР проработать вопрос о реформе календаря применительно к непрерывной производственной неделе25.

28 декабря образовалась подкомиссия по реформе календаря во главе с наркомом просвещения РСФСР А. С. Бубновым. Работу её следовало закончить не позднее 20 января 1930 года26. Комиссия провела два совещания. На первом присутствовали астрономы С. Н. Блажко, Н. И. Идель-сон, директора Московского планетария К. Н. Шистовский и Пулковской обсерватории А. А. Иванов и другие. Было изучено три проекта нового календаря.

Первый из них предполагал установление твёрдой календарной шкалы и определял гражданскую длительность года в 360 дней, при этом каждый месяц включал 30 дней. Оставшиеся пять дней являлись революционными праздниками и из нумерации исключались, однако оставались на прежних местах.
Второй вариант определял длительность года в 365 дней. Дни революционных праздников включались в общую нумерацию дней года. Проект нарушал принцип твёрдой шкалы, но сохранял длительность рабочей части каждого месяца в 30 дней. Однако физическая продолжительность нескольких месяцев (апрель, ноябрь) удлинялась до 32 дней.

Третий вариант предлагал заменить существовавшую семидневную неделю пятидневной с оставлением всех календарных дат на прежних местах. Он допускал установление только скользящей шкалы распределения дней отдыха по числам месяцев.

Участники совещания признали допустимость изменений, предлагавшихся в проектах. Однако были высказаны пожелания, связанные с установлением одинаковой длительности гражданского и тропического годов и «возможно большего сохранения единства календарных дат нового и григорианского календарей»27. В итоге большинство высказалось за первый вариант календаря, предложив при этом установить в нём новые наименования дней недели, соответствовавшие революционному календарю.

На второе заседание были приглашены представители ВСНХ М. Я. Лапиров-Скобло, Госплана СССР - Г. И. Смирнов, Астрономического института - Н. И. Идельсон, директор Пулковской обсерватории А. А. Иванов и другие. Совещание, кроме упомянутых выше проектов, приняло к рассмотрению два новых варианта - календарь Французской революции и проект Госплана РСФСР, разработанный по решению правительственной комиссии при Совнаркоме РСФСР от 15 октября 1929 года28. Основные положения последнего календаря выглядели следующим образом. Продолжительность года 365 дней в простом и 366 в високосном году, добавлявшемся один раз в четыре года. Летоисчисление устанавливалось со дня Октябрьской революции. Начало общественного и хозяйственного года совпадало и начиналось 1 ноября. Их продолжительность составляла 360 рабочих и 5 или 6 праздничных дней. Каждый год делился на 4 квартала по 90 дней в каждом, квартал - на 3 равных месяца по 30 рабочих дней, месяц - на 3 декады по 10 дней или 6 недель по 5 дней в каждой. Названия месяцев оставались прежними, но наименования дней изменялись. Первый - День Коммуны, второй - День Маркса, третий - День Энгельса, четвёртый - День Ленина, пятый - День Сталина. Другой новацией стало оставление дней недели без названия, используя лишь порядковые номера.

Большинство членов комиссии высказалось за первый вариант, предложенный ранее. При этом были высказаны пожелания о внесении в него поправок, вытекавших из проекта Госплана РСФСР. Было решено объединить оба варианта таким образом, чтобы устранить необходимость перенесения празднования революционных дней на новые даты29.

26 января 1930 года на заседании правительственной комиссии при СТО по переводу предприятий и учреждений на непрерывную производственную неделю был заслушан отчёт Бубнова о проделанной работе. В итоге появилось постановление об одобрении первого варианта проекта календаря с некоторыми дополнениями. Новый гражданский советский календарь устанавливался с постоянным совпадением чисел месяцев на один и тот же день. Продолжительность года составила 360 обычных дней и 5 или 6 праздничных, имевших наименования первого и второго дня Пролетарской революции, первого и второго дня Интернационала и дня памяти Ленина. Указанные дни обозначались числом предыдущего дня месяца с прибавлением литеры А или Б. Год делился на 12 месяцев по 30 рабочих дней в каждом с прибавлением соответствующих литерных дней. Каждый месяц делился на 6 недель по 5 дней в каждой. Названия месяцев и дней сохранялись, упразднялись только суббота и воскресенье. Началом гражданского года считался первый день Пролетарской революции.

Новый календарь планировалось ввести не позднее 25 февраля 1930-го. Для окончательного обсуждения и согласования основных положений проекта в течение декады Госплану предписывалось созвать межведомственное совещание. После этого окончательный проект следовало передать на утверждение Совнаркома СССР30.

Конференция при Госплане СССР высказалась за новое летоисчисление. Однако, по её мнению, начало года и наименование месяцев следовало оставить неизменными. В итоге решением правительственной комиссии СТО в стране был введён единый производственный табель-календарь31. Его главным отличием от существовавшей системы летоисчисления являлось включение в него 360 рабочих дней и 5 нерабочих. Так называемые революционные дни (22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября) в календарь не включались. Работники каждого предприятия или учреждения распределялись администрацией на пять групп одинаковой численности. Для её каждого члена выходной устанавливался в определённый день каждой пятидневки: работникам первой группы - в первый день, второй группы - во второй и так далее. Заседания общественных, профсоюзных и административных организаций должны были проходить в первый, третий и пятый дни пятидневки; периодические заседания - в течение года и в определённые дни. Специально оговаривалось, что постановление имело силу «впредь до проведения реформы календаря». Таким образом, единый производственный календарь также вводился на определённый срок. Это означало, что нововведения являлись первым шагом на пути всеобщей календарной реформы. По прошествии нескольких месяцев этот проект планировалось ввести в качестве нового гражданского календаря.

В последующие несколько лет гражданский и производственный календари использовались параллельно. Тем не менее реформа календаря в СССР в конце 1920-х - начале 1930-х годов так и не была осуществлена. Сочетание производственного и гражданского календарей создавало большую путаницу в определении рабочих и выходных дней. Ситуацию ещё более осложняло одновременное применение различными организациями и учреждениями, зависящими друг от друга, твёрдой и скользящей шкалы выходных дней. При этом для руководящих работников была установлена твёрдая шкала. Это обстоятельство создавало дополнительные трудности в работе предприятий, учреждений и учебных заведений, так как выходные дни начальства и подчинённых часто не совпадали. Отмечались случаи совпадения часов занятий у преподавателей в различных высших учебных заведениях.

Несмотря на попытки разрешения ситуации путём установления во всех предприятиях, учреждениях и учебных заведениях скользящей шкалы выходных дней, положение в лучшую сторону не менялось. В материале, представленном Наркоматом труда РСФСР в правительственную комиссию по введению в СССР непрерывного производства от 23 августа 1930 года, отмечалось, что «опыт применения скользящей шкалы показал, что при существующем общегражданском грегорианском (так в тексте. - Е. Н.) эта шкала с трудом усваивается населением, осложняет составление графиков и т. д.»32.

Постепенно под влиянием экономических и социальных факторов идея о введении непрерывного производства была признана невозможной и бесперспективной. Это повлекло постепенный отказ от её осуществления. В свою очередь, отмирала мысль о реформе календаря. В итоге 26 июня 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»33. Оно вернуло в СССР привычное сочетание рабочих и выходных дней и положило конец попыткам изменить календарь. Пятидневка же до сих пор осталась в массовом сознании благодаря фильму Григория Александрова «Волга-Волга»: современному зрителю довольно трудно разобраться, что это такое.

Календарный вопрос на протяжении первых лет существования советской власти играл заметную роль в общественно-политической жизни страны. Провал замысла создания революционного календаря объяснялся несколькими факторами. К их числу относились несовпадение советской календарной системы с летоисчислением зарубежных государств. Это вызвало неразбериху в международных отношениях. Этот факт признавался в советской литературе. Один из идеологов новой экономической системы, писатель И. Л. Кремлев-Свэн, считал одним из наиболее серьёзных препятствий для введения нового календаря «возможность разнобоя с заграницей»34. Другой причиной стало непринятие нового календаря большинством населения СССР. Это вызвало путаницу в определении рабочих и выходных дней, сроков отпусков, порождало прогулы и в совокупности уменьшало экономическое благосостояние страны. В силу этих обстоятельств советское правительство отказалось от изменения системы летоисчисления, оставив в гражданском обиходе григорианский календарь.

Примечания
1. Декреты Советской власти. Т. 1. М. 1957. № 272. С 404-405.
2. Священный Собор Православной Российской церкви. Деяния. Кн. VI. Вып. 2. М. 1918. С 132-133.
3. ГАРФ. Ф. Р-3431. Д. 74. Л. 86 об.
4. Там же. Л. 39, 60 об.
5. Там же. Д. 283. Л. 354-355.
6. Там же. Л. 431.
7. Там же. Л. 432.
8. Там же. Л. 463 об., 663.
9. Там же. Л. 86 об; Священный Собор Православной Российской церкви. Деяния. Кн. VI. Вып. 2. С 188.
10. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Малого собора епископов о переходе на новый (григорианский) стиль в богослужебной практике от 24. 09 (7. 10)//Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. Ч. 1. М. 1994. С 299.
11. Послание Святейшего Патриарха Тихона к православному народу
о реформе календаря в Русской Православной Церкви от 18.09 (1.10). 1923//Следственное дело патриарха Тихона. М. 2000. № 186. С 361.
12. Распоряжение («резолюция») Святейшего Патриарха Тихона об отмене в богослужебной практике «нового» (григорианского) календарного стиля от 26.10 (8.11.) 1923 г.//Следственное дело... №187. С 362-363.
13. Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский «новый» стиль) от
17 (30) 09. 1924 г.//Акты... 4.1. С. 337.
14. Там же. С. 337.
15. Дубнер П. М. Советский календарь// Огонёк. 1929. № 40; Викторов Ю. Нужен почин//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 98. С. 5; Кайгородов
А. Надо реформировать неделю//Там же. С. 5; Кремлев И. Л. Непрерывное производство и социалистическое строительство. М.; Л. 1929. С. 108-115.
16. Баранчиков П. Не праздники, а дни отдыха//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 86. С. 3.
17. Сабсович Л. М. Решительнее переходить на непрерывный производственный год//Торгово-промышленная газета. 1929. № 173. С. 3.
18. Бабин-Корень Б. В. Стандартизация календарной сетки//Торгово-промышленная газета. 1929. № 223. С. 3.
19. Мотивы за пятидневку (обзор читательских писем)//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 199. С. 3; Пятница//Там же; 0 шестидневке//Там же. № 203. С. 3.
20. Певцов А. За декаду с двумя днями отдыха//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 199. С. 3.
21. П. Д. Первые шаги непрерывки. За реформу календаря//Торгово-промышленная газета. 1929.
№ 249. С. 5.
22. Проект шестидневки в Академии Наук//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 203. С. 3.
23. ГАРФ. Ф. Р-7059. On. 1. Д. 7. Л. 15.
24. Там же. Д. 2. Л. 4.
25. Там же. Д. 4. Л. 22, 25.
26. Там же. Л. 24 об., 52 об.
27. Там же. Л. 41.
28. Там же. Д. 6. Л. 12.
29. Там же. Д. 4. Л. 41.
30. Там же. Л. 28 об.
31. Постановление правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. «0 переводе предприятий и учреждений на непрерывную производственную неделю»//Труд. 1930. № 74. С. 4.
32. ГАРФ. Ф. Р-7059. On. 1. Д. 2. Л. 444, 505.
33. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года
«0 переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»//Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1940. № 20. С. 1.
34. Кремлев-Свэн И. Л. Две беседы о непрерывной неделе. М. 1930. С. 27.